Медиация — одна из
технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution,
ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в
данном конфликте стороны — медиатора (посредника)... (wikipedia.org/wiki/)
Назначение школьной службы примирения.
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в
конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами
восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти
и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе
возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению
подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и
формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми,
необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые
обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные
конфликты неразрешенными.
Типичные способы реагирования на конфликты в
образовательных организациях:
· самостоятельные разбирательства, инициированные
самими несовершеннолетними;
· замалчивание;
· разбирательства с участием представителей
администрации ОО, родителей, законных представителей, педагогических
работников ОО и т.д.
Конфликт, решенный непосредственными участниками,
которые самостоятельно нашли взаимно удовлетворяющее решение и
приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще
исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует
(содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник -
ведущий примирительных программ.
Ведущий примирительных программ не осуждает, не
навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не
принуждает стороны к примирению.
Ведущий примирительных программ помогает всем
участникам найти выход из спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный
накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для
продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в
будущем.
Ведущий примирительных программ организует
примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в
их интересах.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные
ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
ШСП
рассматривает следующие конфликты:
- межличностные конфликты
- нецензурные оскорбления
- угрозы
- причинение незначительного материального ущерба
- взаимные обиды
- длительные прогулы в результате конфликта
- изгои в классе
- конфликты с учителями, с родителями.
Цели школьной службы примирения:
1. Распространение среди учащихся, родителей и
учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации.
3.Снижение количества административного реагирования
на правонарушения.
Задачи школьной службы примирения:
1. Проведение примирительных программ для
участников конфликтных ситуаций.
2. Обучение школьников цивилизованным методам
урегулирования конфликтов и ответственности.
3. Информирование учеников, родителей и учителей о
принципах и ценностях восстановительной медиации.
Миссия ШСП:
1. Создается альтернативный путь
разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в
конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного
слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей
и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за
свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Цель всех примирительных практик одна – содействие в
скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.
Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон
«за столом переговоров» в присутствии посредника (ведущего примирительных
программ), который направляет беседу так, чтобы встреча не
переросла в новый конфликт и взаимно удовлетворяющая договоренность была достигнута.
При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении)
причиненного вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее
участниках.
Медиативные технологии могут применяться в
случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах
между несовершеннолетними и работниками ОО, между родителями / законными
представителями и работниками ОО, между детьми и родителями / законными
представителями.